Siri's secret corner

Японская чайная церемноия (www.latte.ru)

{ 08:39, Среда, Октябрь 21, 2009 } { 0 коментариев } { Коментировать } { Ссылка }
Все, чего достиг?
На вер
шине гор, шляпу
Опустив, прилег.
Мацуо Басё (1644–1694 г.г.) 

Чаепитие для жителей Востока, особенно Китая и Японии, - древняя традиция. Чайная культура неотделима от искусства, культуры этих стран, всего образа жизни.

Суть церемонии отражают четыре принципа, сформулированные Сен Рикю (знаменитый мастер чая, сформулировавший правила чайной церемонии в их классической форме в 1564 г.): ва, кеи, сеи, дзяку, что означает - гармония, уважение, чистота, спокойствие. Гармония - в отношениях между людьми, гармония человека и природы, окружающего мира; уважение - ко всем и всему, исходящее из искреннего чувства благодарности за само существование; чистота - физическая и духовная; спокойствие - душевный покой, приходящий с постижением первых трех принципов.

Восточная философия и религия одушевили чайную церемонию.

Восточный взгляд на мир: попытка понять его суть через простые вещи, действия, созерцание, наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования.

Искусство приготовления чая - тя-до проникнуто строгостью буддизма и ставит целью помочь душе обрести покой. Как и многие другие элементы японской культуры и религии, заимствованные из Китая, искусство чаепития приспособлено к образу жизни и мышления  островитян. Предметы, окружающие людей во время чаепития, жесты, церемониальные выражения сохранены традицией и передаются из поколения в поколение. Полная церемония возможна только в особой обстановке специальной чайной комнаты в чайном домике, где хозяева принимают самых почетных гостей.

Посреди комнаты - квадратная выемка, в которой на керамическом поддоне тлеет древесный уголь. Над ним - котел. Гостей рассаживают возле него с двух сторон на дзабутонах - ватных подушках. Сидеть, скрестив ноги, считается развязным, вытягивать их в сторону соседа - неприлично. Сидеть полагается на собственных пятках, подложив под колени дзабутон.

Хозяйка готовит чай и с поклоном подает пиалы с чаем гостям. Она наливает кипяток в фарфоровую пиалу деревянным черпаком, ополаскивает ее, вытирает салфеткой. Затем кладет в пиалу щепотку мельчайшего порошка церемониального зеленого чая «Тен-ча», наливает кипяток, взбивает чай бамбуковой кисточкой для взбивания чая до густоты  сметаны. Пена должна подняться до краев.

Вся чайная церемония предполагает некоторый аскетизм в деталях. Принимать участие могут не более пяти человек, общество подбирается очень тщательно. Одежда должна соответствовать традиции ритуала. Перед началом чайной церемонии гости проводят некоторое время в передней комнате, сбрасывая с себя вместе с обувью будничную суету и настраиваясь на возвышенный лад. Этому способствует вся обстановка чайного домика. За чаем и неторопливой беседой проходят несколько часов.

В традиционном японском доме тонкие подвижные стены отделяют чайную комнату от сада или альпинария, столь естественных, будто их создала сама природа.

Хорошо отражают настроение, соответствующее обстановке японского традиционного чаепития, классические японские танка. В них то же отрешение от суеты и гармония с природой:

Мир быстротечен.
Дым от свечи уходит
В дыру на крыше.
 


Японский культ чая (запись № 5)

{ 20:00, Понедельник, Октябрь 19, 2009 } { 0 коментариев } { Коментировать } { Ссылка }
   
   
   
   

В Японию культ чая пришел из Китая. Первое упоминание чая в Японии относится к периоду, когда столицей была Нара (710 - 784 г.г.). В 729 г. император Шому (724 - 748 г.г.) пригласил сто буддийских жрецов для чтения книги Ханниакио и угостил их чаем. Буддийские монахи употребляли чай как лекарство. В светском обществе пить чай начали в эпоху Хейан (784 - 1185 г.г.). В это время чай был доступен лишь знати. Возделывать чай в Японии начали в конце VIII – начале IX века, но тогда он не получил широкого распространения.  В 1192 г. буддийский монах Ейсаи Мюоан привез из Китая семена чая. Тогда чай становится доступен и простому населению. Культ чая начался при правлении династии Асикага (1338 - 1565 г.г.), расцвет пришелся на период правления династии Токугава (1600 -1867 г.г.).

Основоположником японской чайной церемонии считают буддийского

жреца Мусо Кокуши. Получив в подарок дайсу - полочку для предметов чайного ритуала, он начал собирать правила приготовления чая. Правила же в их классической форме сформулировал в 1564 г. монах Рикю (1522 - 1591 г.г.), ставший знаменитым мастером чая. Он записал правила на стене первого чайного домика в Хигашияме близ Киото.

Когда Сен но Соеки, мастера Рикю, спросили о секретах «Чайного пути», он отвечал в обычной для дзенского монаха манере: «Есть семь секретов. Заваривай чай так, чтобы гость получал удовольствие. Раздуй уголья и вскипяти воду. Укрась комнату цветами. Пусть в ней будет тепло зимой и прохладно летом. Опережай время. Пусть твой зонтик всегда будет наготове, даже если не идет дождь. Пусть сердце твое чувствует сердце твоего гостя».

Благодаря присущей жителям Японии точности, любви к искусству, стремлению довести до совершенства все в обыденной жизни вплоть до мелочей и умению видеть совершенное в простом, чайная церемония стала законченным и совершенным действом.

Точное соблюдение правил помогает сохранить своеобразие японского ритуала чаепития:

«Когда гости собрались, надо оповестить об этом, постучав деревянной доской (хан).
Очистите помыслы.
Только после приглашения хозяина гости входят в дом.
Посуда и принадлежности для чая и еда должны быть простыми.
Тот, кто не способен оценить красоту природы и сада, пусть лучше сразу покинет дом.
Когда кипящая вода зашелестит, как теплый сухой ветерок, зазвенит колокольчик, и гости войдут в чайную комнату.
Строго запрещается не обращать внимания на воду и очаг.
В чайной и за ее пределами запрещаются разговоры об обыденном.
Гости и хозяин не должны льстить друг другу.
Ритуал должен длиться четыре часа, но нет ничего плохого в том, если за беседой о буддизме, эстетике или сочинением стихов гости останутся дольше».

Чайная церемония описывается во многих произведениях японской классической литературы и является сюжетом японской живописи и графики.

Какуцо Окакура пишет в своей книге о культе чая, что чаепитие - "это время, отнятое у будней, когда гость может освободиться от всего, что его удручает. Строгая закономерность, если она осуществляется без принуждения, есть основа прекрасного и гармоничного свободного движения, которое объединяет пространство и предметы. Так возникает нечто, что буквально можно назвать произведением искусства."



Японский чай (запись № 4)

{ 20:12, Воскресенье, Октябрь 18, 2009 } { 0 коментариев } { Коментировать } { Ссылка }

Чай в жизни современных японцев

Традиции и приверженность канонам дзэн-буддизма всё ещё сильны в Японии, и ритуал чайной церемонии в упрощённом виде сохраняется, проявляясь в самых различных формах. Согласно рассказу Наны Бахтадзе в журнале "Кофе и чай в России", японцы любят организовывать ночной чай, послеобеденный, вечерний и утренний.

"Ночной чай" начинается при луне. Гости приходят примерно в половине двенадцатого и уходят не позже четырёх часов утра. Обычно в таких случаях заваривается порошкообразный чай, который приготавливается на глазах гостей: листья освобождают от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай бывает очень крепким, его не подаютна пустой желудок. Поэтому сначала гостей угощают разнообразной едой.

"Чай с восходом солнца" пьют около трёх или четырёх часов утра. Гости при этом остаются до шести часов. "Вечерний чай" начинается в шесть часов вечера. "Утренний чай" практикуется в жаркую погоду, гости собираются к шести часам утра. "Послеобеденный чай" обычно подаётся только с пирожными примерно после часа дня. Организуются ещё специальные чаепития по случаю встречи с друзьями, праздника, смены времени года и т.д. Эти чайные церемонии, бесспорно, служат одним из средств культивирования национальных ценностей. 

 В современной Японии, особенно в нынешних условиях глобализации, жизнь постепенно отступает от такого классического способа слияния с природой через чайные церемонии. В то же время глубокое уважение к чаю и его великолепным свойствам сохраняется в полной мере, и это подтверждает даже простой обзор популярных ныне в Японии разновидностей и сортов чая.

Разумеется, речь идёт более всего о традиционном зелёном чае, хотя японцы хорошо знают и ценят чаи "оолунг", импортируемые в основном с Тайваня, и чёрные чаи, поступающие более всего от английских компаний.

В материалах, полученных от самих японцев, говорится о следующих наиболее популярных сортах зелёного чая, в основном собственного японского производства.

На первом месте стоит самый популярный вид зелёного листового чая "сенча" (Sencha). Он составляет около 85% всего производимого в Японии чая. Чай сенча высшего сорта подают только по особым случаям, но в продаже имеются и недорогие сорта - на каждый день. Вкус его имеет разные, но сильно выраженные горькие оттенки.

Особое место в японской шкале ценностей занимает чай "гёкуро" (Gyokuro) с высокогорных плантаций района Уджи, именуемый "жемчужная роса". Это - очень дорогой чай из самых верхушечек чайной флеши, причём специально за несколько недель до их сбора затенённых циновками от сильных солнечных лучей. Он имеет яркий вкус и аромат и менее горький привкус, чем "сенча". Подают его ... только очень важному гостю.

Чай Мат-ча, также очень дорогой, состоит из нераскрывшихся чайных верхушечек чая ("сенча" или "гёкуро"), имеет сильный аромат и вкус. Он используется в чайных церемониях.

Чай "банча" (Bancha) - ... не выделяется особенным вкусом, но приятен после приёма пищи и при жажде. В таких же случаях пьют и чай Ходзи-ча (Houjicha), который является прожаренным вариантом чая "банча".

В повседневной жизни используется также чай "кукитя" (Kukicha кокейча), состоящий из чайных стебельков, отсеянных при сортировке. Он имеет лёгкий вкус и свежий аромат.

Листовой зелёный чай японцы заваривают, в общем, так же, как чёрный чай. Вначале слегка остывшим кипятком споласкивают и тем самым согревают заварной чайники чашки. Затем засыпают в чайник порцию чая из расчёта 2-3 г на чашку и заливают чуть остуженным кипятком (60-70 градусов Цельсия), после чего настаивают: чай "сенча" - одну минуту, чай "банча" - полминуты, только вода должна быть горячее (80-85 градусов Цельсия), чай "гёкуро" - две минуты. Чай можно повторно залить горячей водой и получить ещё один приятный настой. Особенно следует сказать о чае "мат-ча", который представляет собой порошковый зелёный чай. Именно он используется в чайных церемониях, когда его, залив чуть остывшим кипятком (около 85 градусов Цельсия), размешивают в мисочке или чашечке бамбуковой метёлочкой.



Японская чайная церемония (запсь № 3)

{ 20:08, Воскресенье, Октябрь 18, 2009 } { 1 коментариев } { Коментировать } { Ссылка }

Японские официальные источники заявляют, что современная японская чайная церемония, именуемая "Тя-но ю", ведёт своё начало со торой половины XVI века (период Монояма) и именно - с "чайного мастера" Сэн-но Рикю.

"Тя-но ю", поясняют японцы, не просто стилизованная манера наслаждения чаем. Сформировавшись под влиянием дзэн-буддизма, церемония служит очистке души через единение с природой. Истинное содержание чайной церемонии можно выразить такими словами, как спокойствие и невозмутимость, простота и безыскусственность, изящество и элегантность, а также "эстетика суровой простоты и утончённой нищеты".

Строгие каноны этикета "Тя-но ю", кажущиеся на первый взгляд обременительными и излишне педантичными, на самом деле так расчитаны, что сводят все действия к минимуму. Церемонии под руководством опытного мастера вызывают наслаждение. Они играют важную роль в художественном воспитании японцев. "Тя-но ю" учит любоваться декором помещения, в котором проходит церемониал, в частности, повешенным на стену свитком с рисунком или аранжировкой цветов в букете, прилегающим садом, посудой, в которой подаётся чай.

В наше время искусством чайной церемонии активно занимаются женщины. Чайные церемонии проводят не только в чайных павильонах, но и в домах, в одной из комнат. Не раз послы Японии в России организовывали под руководством именитого мастера чайную церемонию в своей резиденции или в Главном ботаническом саду РАН в Москве.

Переходившее из поколения в поколение учение Сэн-но Рикю видоизменялосьв каких-то деталях различными школами, которых достаточно много в современной Японии. В числе самых известных - школа Урасэнкэ в Киото....

И всё же классическая церемония сохраняет свои каноны и своё особое место не только в духовной, но и в государственной жизни Японии. По сей день программы визитов в страну Восходящего Солнца высоких иностранных гостей включают знакомство гостя с уникальной японской чайной церемонией.

... обобщённое и весьма обстоятельное изложение содержания японской чайной церемонии ... дано исследователем-японистом Вильямом Вудвортом в его книге "Чай - рай на земле", опубликованной в 1994 г.:

Подготовка церемонии

"Тя-но ю" - это полная презентация чая вместе с приёмом пищи. Как при подготовке любой чайной церемонии, хозяин может потратить не один день на то, чтобы довести церемонию до совершенства. Чай служит средством признания того, что уникален каждый человеческий контакт, который не повторится и не может повториться вновь в том же виде.Следовательно, участники церемонии должны насладиться всеми её аспектами.

Церемония проходит в комнате, специально устроенной и предназначенной для чая. Она называется "тясицу". Обычно это - комната в чайном домике в саду, вдали от жилого дома.

Гостей (желательное их число - четыре) проводят в "матиаи" (комната ожидания). Там "ханто" (ассистент хозяина) предлагает им "сайю" (горячую воду для приготовления чая). Находясь там, гости выбирают одного из участников своей группы на роль главного гостя. После этого "ханто" ведёт гостей, главный гость - непосредственно за ним, в орошеный водой сад, в котором нет цветов. Он называется "ройи" (место росы). Здесь гости освобождают себя от земной пыли. Они затем садятся на "косикак матиаи" (скамью ожидания), ожидая приближения хозяина, который имеет официальный титул "тэйсю" (глава дома).

Непосредственно перед тем, как принять гостей, "тейсю" наполняет свежей водой "цукубай" (каменная чаша), расположенный среди нижележащих камней. Набрав ковш воды, "тейсю" омывает свои руки и рот и затем проходит через "тямон" (средние ворота), чтобы приветствовать поклоном своих гостей. При этом не произносят никаких слов. "Тейсю" ведёт "ханто", главного гостя и остальных (именно в этом порядке) через "тямон", как символ двери между грубым физическим миром и духовным миром чая.

"Ханто" и гости очищаются у "цукубай" и входят в чайный домик. Сдвигающаяся дверь имеет высоту лишь 36 дюймов (91 см). Поэтому все, кто проходит через неё, должны наклонить голову и присесть. Эта дверь подчёркивает реальность того, что в чае все равны, независимо от статуса и социального положения. Последний, проходящий через дверь, закрывает её.

Внутри чайного домика

Комната лишена какого-либо декора, если не считать алькова, называемого "токонома". В алькове повешена тщательно выбранная хозяином "какэмоно" (картина на свитке), которая раскрывает тему церемонии. Буддийское изречение-иероглиф на свитке, выполненное рукой автора, называется "бокусэки" (следы чернил). Каждый гость выражает по очереди своё восхищение свитком, затем осматривает "кама" (чайник) и очаг ("фуро" - переносная печь и "ро" - печь, вмонтированная в пол на зиму для тепла), который был подготовлен непосредственно перед встречей гостей. Затем они садятся соответственно их месту на церемонии.

Садится сам хозяин, и происходит обмен приветствиями, в начале - между хозяином и главным гостем, затем - хозяином и другими гостями. В холодный сезон разжигают огонь на древесных углях "ро", в тёплый - в "фуро", причём делают это после приёма пищи. В "ро" в огонь добавляют смесь благовоний, в "фуро" - благовония сандалового дерева.

Приём пищи

Каждому гостю подают угощение, называемое "тякайсеки". Угощение подаётся на подносе вместе с новыми палочками из кедра и состоит из трёх блюд. На подносе стоит керамическая миска отваренного белого риса, который едят с другими блюдами, суп "мисо", подаваемый в закрытых ламинированных плошечках, и рыба - в натуральном виде или маринованная либо маринованные овощи на керамическом блюде.

Подают саке (японскую "водку"). Первое блюдо называют "хасиарай" (омовение палочек). "Нимоно" (овощи, отваренные в бульоне) в индивидуальных закрытых лакированных плошках. "Якимоно" (приготовленные на гриле кусочки) подаются порциями на керамических тарелках. Каждому гостю предлагают новые порции риса и супа. На протяжении всего этого хозяин может есть, если он так решит. Затем область рта очищается приёмом "косуимоно", обычного прозрачного бульона, подаваемого в закрытых лакированных плошечках.

Следующее блюдо имеет название выражающее преклонение перед природой. Называется оно "хассан", что одновременно обозначает простой деревянный поднос, используемый для подачи этого блюдя. Само блюдо состоит из "уминомоно" и "яманомоно" (морепродукты и пища гор соответственно), что символизирует изобилие моря и земли. Хозяин ест это блюдо, и каждый гость наливает ему саке. Положение обслуживающего лица считается более высоким, и для того чтобы сделать всех равными в чайной комнате, каждый, пусть даже на какой-то момент, выступает в роли хозяина.

В маленьких керамических плошечках подают "кономоно" (ароматические вещества) и подают кувшин с обжаренным рисом в солёной воде, символизирующий последний рис. Каждый из гостей протирает принесённый с собой мягкой бумажной салфеткой посуду, которой он ползовался. Подают "омогаси" (главное сладкое блюдо), и этим завершается трапеза. Хозяин затем приглашает гостей выйти в сад или в комнату ожидания, пока он будет готовиь чай.
Как только гости вышли из комнаты, хозяин убирает свиток и на его место помещает цветы. Комнату подметают и расставляют посуду для приготовления "кой тя". Для этого используют более тринадцати предметов. Каждый из них - дорогой и рассматривается как произведение искусства.

Духовный мир чая

На чайной церемонии вода представляет собой "ин", а огонь в жаровне - "ян". Воду держат в приземистом кувшине (он больше похож на котелок или кастрюлю), называемом "мязусаси". В этот керамический кувшин наливают свежую воду, символизирующую чистоту, и её касается только хозяин. "Маття" хранится в небольшом керамическом контейнере, называемом "тячре", который в своюередь помещён в "сифуку" (кисет из тонкого шёлка) и располагается перед "мязусаси". По обстоятельствам выбирается тип "танс" (подставка) для размещения подобранных предметов.

Если чай подаётся в дневное время, звучит гонг, в вечернее - колокол. В гонг удараяют или звонят обычно пять-семь раз, и это означает, что гостей приглашают обратно в чайный домик. Они вновь совершают омовение рук и полости рта и в прежнем порядке входят в домик. Они любуются цветами, чайником, очагом и рассаживаются.

Входит хозяин с "тяван" (чайная миска), внутри лежат "тясен" (метёлочка для размешивания чая) и "тякин" (чайная салфетка из отбеленного льна для протирания миски), а наверху поперёк лежит "часяку" (изящный бамбуковый совочек, используемый для засыпки чая). Всё это раскладывается около кувшина с водой, который представляет собой солнце (символ "ян"), тогда как миску представляет луну ("ин"). Выйдя в подсобную комнату, хозяин возвращается с "кянсуи" (миска для использованной воды), "хисяку" (бамбуковый ковшик для воды) и "футаоки" (зелёная бамбуковая подставка для крышки чайника). После этого он закрывает дверь в подсобную комнату.

С помощью "фукуса" (тонкая шёлковая ткань), как выразителя духа хозяина, он протирает контейнер с чаем и совочек. Глубокое значение придаётся тому, как хозяин внимательно рассматривает, складывает и держит в руках "фукуса", по мере нарастания его состояния концентрации и погруженного созерцания. Горячая вода наливается ковшиком в чайную миску, метёлочка споласкивается, чайная миска опорожняется и потирается салфеткой.

Подняв перед собой чайный совочек и контейнер с чаем, хозяин насыпает в "тяван" чай из расчёта три совочка на гостя. Затем он ковшиком наливает из чайника в "тяван" горячую воду в количестве, достаточном для того, чтобы метёлочкой создать жидкую кашицу. Затем добавляет ещё воды с тем, чтобы превратить кашицу в хорошо размешанную насыщенную жидкость, напоминающую по виду гороховый суп. Остаток воды в ковшике выливает обратно в чайник.

Хозяин передаёт мисочку с чаем главному гостю, который, принимая её, кланяется. Гость поднимает мисочку и поворачивает в руке, любуясь ею. Затем гость отпивает немного чая, вытирает край мисочки и передаёт её следующему гостю, который поступает так же, как и главный гость.

Когда все гости отведали чай, мисочка возвращается к хозяину, который споласкивает её. Он споласкивает и метёлочку, а также протирает совочек и контейнер для чая.

Совочек и чайный контейнер передаётся гостям для осмотра. Начинается обсуждение этих предметов и других уместных случаю тем.

Подготовка к уходу

Вновь разжигается огонь для "уса тя" (жидкий чай). Этот чай освежает полость рта и символически подготавливает гостей к тому, чтобы покинуть духовный мир чая и вернуться в физический мир. Затем предлагаются сигареты, хотя редко кто закуривает в чайной комнате. Это всего лишь сигнал к тому, чтобы расслабиться.

Гостям предлагается "сабутон" (подушечки) и "тибури" (обогреватели рук). К "уса тя" подают "хигаси" (сушёные сладости). Пригатавливают "уса тя" как и "кой тя", только кладут меньше чайного порошка и порошок при этом используется не столь высокого качества, и его берут из деревянного контейнера в форме финика, называемого "насяуме". Чайная мисочка в этом случае более нарядная, а гостям этот напиток подаётся в индивидуальных плошечках.

В конце гости выражают свою высокую оценку чая и своё восхищение искусством хозяина. Они уходят, и хозяин смотрит им вслед у двери чайного домика."


@настроение: романтичное

Запись № 2 (пробная)

{ 17:57, Воскресенье, Октябрь 18, 2009 } { 3 коментариев } { Коментировать } { Ссылка }
Попытка вставить картинку. Вроде ничего так)) Только надо бы еще сделать так, чтобы текст был сбоку, а не под картинкой...
@настроение: хорошее
@музыка: Pierce Brosnan - When all is said and done

Запись № 1

{ 17:24, Воскресенье, Октябрь 18, 2009 } { 4 коментариев } { Коментировать } { Ссылка }
Вообще не предполагалось заводить здесь дневник, но раз так случилось, то попробуем использовать его с умом (насколько это вообще возможно)))
Я уже давно хотела найти какое-нибудь укромное местечко (вне моего основного дневника), куда можно было бы складывать информацию об удивительной стране - Японии. Мне так надоели вечные непонятные ссылки в огромном количестве, которые заполонили мои "Избранные"! Кроме того, они имеют привычку быть недействительными спустя n-ное количество времени)) Так что все теперь будет в одном месте))
Конечно, сейчас я ничего не понимаю тут, но со временем надеюсь разобраться))
@настроение: креативное
@музыка: Thomas Anders - King of Love

Обо мне

Главная
Мой профиль
Архивы
Друзья
Фотоальбом

«  Декабрь 2018  »
ПоВтСрЧеПяСуВо
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Ссылки

Создать дневник

Категории


Последние записи

Японская чайная церемноия (www.latte.ru)
Японский культ чая (запись № 5)
Японский чай (запись № 4)
Японская чайная церемония (запсь № 3)
Запись № 2 (пробная)

Друзья

Take2Life
chinchilla